Карелов С. Деятельные сообщества – краеугольный камень нового поколения социальных технологий

Источник: http://witology.com/1360.html

Существующие социальные платформы – понятие довольно широкое. Разные эксперты и аналитики вкладывают в это понятие разный смысл. А отсюда, — различные требования к функционалу социальных платформ и разные способы их классификаций.

Одни эксперты классифицируют существующие социальные платформы на дюжину разных типов (от Research & Development platforms до Public Crowdsourcing). Другие – считают, что все эти разделения по типам, — от лукавого, и относят все платформы  к одному единственному типу — Social Platform.
Кабы то ни было, но при любых отличиях в функционале существующих социальных платформ и при любых системах их классификации, — все они, до последнего времени, были  ориентированы на работу c тремя классами скоплений людей в сети:

  1. «онлайн толпа» (online crowd);
  2. социальная сеть (social network);
  3. онлайн-сообщество (online  community).

Отличия 2 от 3 проанализированы и описаны Майком Ву (Michael Wu) в серии из 4х статей Community vs. Social Networks (Сообщество или социальная сеть?). Ну а что такое «онлайн толпа», даже интуитивно понятно – люди собрались по случаю. Т.е. это люди в онлайне, которые  держатся вместе НЕ благодаря заранее установленным взаимоотношениям (как в социальной сети) и НЕ благодаря общим интересам (как в сообществах), а просто собрались по какому-любо случаю или поводу вместе. А как случай закончится или повод пройдет, так они снова разбегутся в разные стороны.

Помимо 3х вышеназванных форм онлайн-организации людей, появилась еще одна, — самая новая и прогрессивная. Ее назвали Community of Practice (СоР — Деятельное сообщество). Офлайновый термин Community of Practice возник еще в 1991 (тогда его переводили иначе, например, —  «сообщество практикующих») и означал тогда группу людей, объединенных общим интересом, профессией или хобби.  Эдакий клуб по интересам. И естественно в офлайне, поскольку в 1991 никому в голову мысль собирать людей  в онлайне прийти не могла (Интернет тогда лишь рождался).

В онлайновом мире термином СоР стали обозначать онлайн-сообщества, складывающиеся вокруг практического решения какой-либо коллективной задачи. Ну а то, что в офлайне звалось СоР, в онлайне стали называть просто  онлайн-сообщество.

Первые десять лет существования онлайнового мира к возникающим здесь СоР относились со старыми офлайновыми мерками – сетевой клуб по интересам. Однако в конце нулевых годов начало резко меняться понимание того, как следует работать с СоР.

Еще в конце 2008 в исследовании THEORY AND PRACTICE OF COMMUNITIES однозначно утверждалось:

«As a result, a direct «command and control» management approach is an anathema to a community. Any attempt to impose autocratic leadership on a community violates trust and gives the message to members of the community that their knowledge is not important — that only the leaders’ ideas matter and should be followed regardless of any alternative views. This immediately stifles sharing within the community and can completely destroy the community».

А в марте 2010 вышесказанное было категорически опровергнуто. В работе двух признанных специалистов в области CoP Richard McDermott  и Douglas Archibald «Harnessing Your Staff’s Informal Networks» на основе анализа около 200 СоР из 10 индустрий были сделаны выводы, прямо противоположные утвердившемуся подходу к СоР.  Следует отметить,  что все революционные выводы, сделанные Richard McDermott  и Douglas Archibald, на 100% совпадают с основополагающими принципами Witology (ниже последние иллюстрируются цитатами из работы «Harnessing Your Staff’s Informal Networks» :

  • необходимость проблематизации, четкой постановки целей и управления процессом работы СоР —
    «Today they’re an actively managed part of the organization, with specific goals, explicit accountability, and clear executive oversight».
    «Сommunities, like teams, need strong, formal relationships with the organization’s top leadership»;
  • необходимость  структурирования проектов, с которыми работают СоР —
    «Unlike the independent and self-organizing bodies we saw years ago, today’s communities require real structure».
    «Тo make a difference over the long term, communities needed far more structure and oversight»;
  • необходимость  введения службы фасилитаторов проектов, с которыми работают СоР —
    «Each Solution Exchange communities have a full-time facilitator and research associate»;
  • необходимость  обучения команд, управляющих проектами СоР —
    «Train community leaders in their role»;
  • для эффективной работы СоР необходимо  дополнять онлайновую коммуникацию оффлайновой —
    «The most effective communities also hold face-to-face meetings».

С момента выхода цитируемой эпохальной работы Richard McDermott и Douglas Archibald прошло всего 2 года, но за это время в практике применения деятельных сообществ изменилось все.  По сути, новый подход к СоР превратил их из нишевого направления почти что в мейнстрим таких широко востребованных сейчас областей, как Knowledge Management, Mass Collaboration, Open Innovation и Collective Intelligence.

Продолжение. Источник: http://witology.com/1372.html

В прошлый раз мы остановились на том, что за 2 года с выхода эпохальной работы Ричарда Макдермота и Дугласа Арчибальда «Harnessing Your Staff’s Informal Networks» новый подход к СоР позволил перейти к их практическому использованию  в таких областях, как Knowledge Management, Mass Collaboration, Open Innovation и Collective Intelligence.

К концу нулевых годов в мире был накоплен значительный теоретический потенциал в области СоР, подготовивший  прорыв в сферу их практического применения. Но практика реального применения СоР для решения корпоративных задач к концу нулевых годов была крайне ограничена.

Тем не менее, назовем  лишь наиболее значимые источники, заложившие в нулевые годы основу для практического использования потенциала СоР:

Всего же по теме Communities of Practice, согласно данным Googe Академия, вышло за весь прошлый  год 39900 статей, а только за два месяца 2012 вышло уже 26500 статей. Бум растущего интереса к теме Communities of Practice налицо.

Тематика Communities of Practice разрабатывается сегодня десятками университетов мира (см например «Doing Business with Theory: Communities of Practice in Knowledge Management»). Кроме того эта тема является профильной для ряда всемирно известных институтов. Например, института Institute for Research on Learning (IRL), созданного Xerox PARC, уже много лет сфокусированного на проработке темы использования СоР для решения широкого спектра задач Knowledge Management.

Но настоящим прорывом стало включение в тематику Communities of Practice такой известной и авторитетной международной организации, как Американский центр производительности и качества (APQC). Среди более 1300 работ, опубликованных центром на тему Communities of Practice, в первую очередь, стоит обратить внимание на следующие работы:

Последняя из названных выше работ называет Communities of Practice киллером всех иных приложений для Knowledge Management. Авторы показывают, что использование Communities of Practice меняет парадигму Knowledge Management, позволяя эффективно решать с их помощью такие задачи, за которые традиционный Knowledge Management даже не брался. Эта тема (Communities of Practice: KM’s Killer App) будет детально рассматриваться на специальнойконференции, которая пройдет в апреле 2012 в г. Хьюстон (США).

Особенно интересно, что на конференции будут продемонстрированы конкретные кейсы использования Communities of Practice для построения нового способа управления бизнесом, аналогичного Social Organization от Gartner или Extended Enterprise от McKinsey. И хотя до конференции еще больше месяца, желающие могут уже сегодня познакомиться с кратким описанием кейсов грандов нефедобывающего бизнеса, компаний Schlumberger, Statoil, Shell (поскольку это презентация еще в работе, часть ее текста еще не переведена автором Roar Fjellhei с норвежского на английский, что легко решается с помощью Google-Translate).

comments powered by HyperComments