Зубарев С. О праведном гневе

В спорах о «Pussy Riot» главный аргумент, объединяющий и яростных противников и псевдозащитников группы — это ссылки на их душевное состояние, которое описывается в терминах «оскорбление», «отвращение», «осквернение». Они утверждают, что им «наплевали в душу», и даже «нагадили». «Кощунство» и «глумление над святынями» — это, скорее, определения, чем описания своих состояний, но из того же эмоционального ряда. Тема «оскорбления» и «осквернённой души» настолько распространилась, что настоящих защитников девушек практически не осталось. Единицы. Аргумент особой ранимости, или особой загаженности душ верующих и до известного «Панк-молебна» часто эксплуатировался воцерковленным и прицерковленным людом и практически всегда магически действовал на суды и иные светские власти. Душевные состояния людей неверующих (атеистов, агностиков и прочих нехристей) в расчёт давно уже не берутся. Но если верующие и неверующие довольно чётко определялись в отношении прежних «кощунственных» событий,то последняя акция «смазала» чёткую и предсказуемую картину. То есть «травма» пересекла сложившиеся в обществе границы. И эта распространённость аффекта мягко указывает на печальные обстоятельства. О них подробнее чуть позже.

Есть такой психоаналитический анекдот: Клиент пришёл к аналитику и жалуется: «Доктор, почему-то все на мне ездят…». Аналитик взглянул на него и ответил: «А вы седло с себя снимите..» Для верующих, которые могут набежать на этот пост, нужно пояснить: клиент, несомненно, страдающий человек, своими собственными усилиями приглашает окружающих эксплуатировать себя. Фигурально выражаясь, седлать, взнуздывать, пришпоривать, и так далее. А ответ аналитика изящно указывает на то, что источник проблем находится в душе самого клиента.

Моё указание будет не столь изящным. Но уж если множество людей кричит о том, что им в душу нагадили и превращают это в расхожий аргумент, то тут начинать надо не со снятия седла, а с демонтажа унитаза в отхожей душе. Всем бесконечно эксплуатирующим сортирную тему своих обид, оскорблений, кощунства и попранной святости можно рекомендовать поискать источник скверны сначала не в других. Праведный гнев — аффект хорошо изученный и описанный. Он притягателен и испытывать его сладко. В то время, как обычный гнев — горек и постыден. Чтобы не травмировать, не душить себя своей же гневливостью, нужно просто найти подходящий объект, вызывающий «всеобщее» осуждение, и тем самым легитимизировать свой гнев. Хоп! И вместо давящего, отягощающего, опасного и неприличного чувства, вы получаете «священный гнев», «ярость благородную», то есть, почти национальную идею. Правда, это чувство может лишить остатков разума, да на что этот разум сдался в России? А «священный» гнев — здесь ходовая валюта. Заметим вскользь, что к подобному смещению своего гнева на выгодный объект бывают часто склонны именно люди интеллектуальные . И в данном случае это причина того, что они слились с массой страдающих православием головного мозга. Для тех, кто хочет подробнее ознакомиться с анальным происхождением «Священного» гнева, даю ссылку на книгу Нэнси Мак Вильямс «Психоаналитическая диагностика» М. Класс 2003, стр.358-388.

Кто конкретно оскорблён и обижен упомянутой акцией? В чью душу нагажено? Господина Гундяева? Рассмотрим, какие свойства обнаружила эта конкретная душа в свете последних событий? Страсть к стяжательству? Несомненно. Внутреннее согласие с упрёками в стяжательстве Гундяев обнаружил уже тем, что трусливо пытался «растворить» злосчастный «Брегет», будто его и не было. То есть, следующим поступком обнаружил сразу и трусость и лживость. А попытки свалить всё на какую-то светскую женщину-ретушёра выдаёт малодушие. А сама история с «Pussy Riot» свидетельствует ещё о мстительности данного субъекта. Итак, явно и несомненно патриархом явлены страсть к стяжательству, трусость, лживость, малодушие, мстительность. Разве нужны внешние уязвления, если внутри и так чернота? Так же и остальным «праведно гневающмся» полезно будет рассмотреть подлинные истоки своего гнева и убедиться, что ничего священного за ним не стоит, если, конечно, не считать священной собственную персону. Печально, что россияне, похоже, в массе своей начинают терять иммунитет к дурному пафосу и кликушеству, а вместе с ним утрачивают самоиронию и остатки милосердия.