Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием

 

Введение

Мы — свидетели и участники событий космического масштаба. На глазах одного поколения удалось взорвать и, возможно, сломать Россию. Десять веков эта огромная цивилизация соединяла и уравновешивала два главных блока человеческого мира — Запад и Восток. После первого удара в ХХ веке Россия, уже в облике СССР, возродила свои главные черты, вновь обрела свое лицо (правда, умывшись кровью). Но вирус остался в ее организме, болезнь нашла новые уязвимые точки, кризис оказался гораздо тяжелее. Зашаталась и стала рассыпаться одна из опор всего человеческого общежития. В перестройку втягивается, с нарастающим ужасом, весь мир.

По всему видно, что смута надолго, и нас ждут еще невероятные приключения. Слегка переделав знаменитую фразу Хрущева, можно сказать: «Нынешние поколения советских людей не соскучатся до самой смерти». И, в отличие от предсказания Никиты Сергеевича, этот прогноз, похоже, сбудется. Тем более, что продолжительность жизни при таком веселье быстро сокращается.

Чтобы, сводя счеты с жизнью, не было мучительно стыдно за наделанные нами глупости, полезно нам порассуждать: что же произошло? Почему же мы хотели как лучше, а получилось не как всегда, а как и в страшном сне не приснится. Ведь до сих пор вкладчики банка «Чара» жалуются друг другу: «Просыпаюсь с надеждой: все это был сон. Не мог же я, такой умный и хитрый, отнести и отдать все мои сбережения жуликам. Добровольно!». Нет, все это — не сон. Да и «Чара» — мелочь. Вернее, не мелочь, а та капля воды, в которой отразилась вся эта перестройка, реформа, демократия и что там еще было у фокусника под шляпой.

Думаю, страсти уже немного остыли, и порассуждать мы можем с пользой и даже со смехом (иногда нервным, но уже не истерическим) — все вместе. И жертвы нашей эпохальной аферы, и те, кто в ней, как ему кажется, сумел поживиться. Таких все меньше, но они есть. Да и не любит человек выглядеть простофилей, вот и хорохорится — я теперь банкир, а я менеджер.

Может быть, наши рассуждения еще успеют помочь нам самим в нашей жизни, наверняка помогут нашим детям — кашу придется расхлебывать им. Да и для истории, для потомков хочется оставить свидетельства очевидцев хоть с какими-то попытками осмысления. А то мы сегодня читаем разные версии о том, что произошло с русскими в начале XVII века, а понять трудно. Что это за Смута такая? Почему поверили ворам и жалким проходимцам, даже на русский престол посадили? Почему воеводы наперебой спешили сдать города ничтожным силам удивленных авантюристов, а казаки кинулись грабить русские города?

И потом, люди мы в основном неверующие (свечки и крестики — это не совсем то), но у большинства свербит тайная мысль: придется ведь ответ держать перед нашими мертвыми. Спросит меня отец, не пришедший с войны: «Чего вы там намудрили? Объясни, мы тут все гадаем, понять не можем». Надо же готовиться, нашим предкам речь Горбачева под нос не сунешь: вот, мол, этими истинами увлеклись. У них мышление было не новое, а здравое.

Начнем же понемногу разматывать ниточку, восстановив в памяти историю так, чтобы понять: какими чудодейственными средствами нас убедили сделать все то, что мы сделали. Ведь наворочали мы дел немало, и без всякого кнута и пряника — с энтузиазмом и даже восторгом. Сейчас, задним умом, кое-кто очень крепок. Иные даже хвалятся: я знал! я предупреждал! Эти люди общей картины не меняют.

Во-первых, таких умных было очень немного. Почитайте хотя бы выступления Лигачева, нашего консервативного буки. Тех же щей, но пожиже влей. А иные предупреждали вроде бы верно, но в такой нарочито нелепой форме, что, похоже, их предупреждения писались в ведомстве А.Н.Яковлева. Вспомним хоть письмо Нины Андреевой. Конечно, писала она сама и искренне, ведомство А.Н.Яковлева только подбирало такие перлы и «по оплошности» пускало в печать.

Наконец, в каждом обществе людей (и даже в каждом стаде) есть сколько-то прирожденных строптивцев, природных диссидентов. Они всегда ворчат и противоречат. Возьмите хоть Солженицына. Мало кто сумел столько сделать для уничтожения советского строя. Наконец, уничтожили, сделали все, как он просил — опять недоволен. Нет, вы убейте, но так, чтобы было красиво. Чтобы покойничек был розовеньким и улыбался. Думаю, таких вечно недовольных считать свидетельством устойчивости нашего национального разума нельзя.

Так что примем как факт: некая влиятельная и организованная часть человечества (в которую приняты и кое-кто из наших земляков) каким-то образом добилась, чтобы наше общество в целом, почти 300 миллионов человек, не считая «союзников», активно действовало по программе, приносящей огромные выгоды этой группе и огромный урон нам самим. Сегодня, когда важный этап этой программы завершен и результат налицо, это можно принять действительно как факт и больше на нем не останавливаться. Потери и приобретения известны и очевидны, они подсчитаны и обнародованы в мировых бухгалтерских книгах, буквально написаны на роже счастливых политиков.

Что бы там ни говорили крепкие задним умом скептики, если считать, что мы — народ (то есть, единое тело с надличностным разумом), то пора признать, что наша народная мудрость почему-то дала осечку. Мы коллективно заглатывали одну приманку за другой, пока нас не подвели к крючку и не вытянули на разделочную палубу. Правда, и сегодня есть такие, которые, уже лежа на этой палубе, кричат: «Я этого хотел и не могу поступиться принципами! Да здравствует товарищ Чубайс!». Но это — тонкие натуры, их особенно жалко.

Так вот, давайте разберем, что это была за приманка, как ее готовили и с какими словами ею помахивали у нас перед носом. Потому что то, что с нами сделали, называется скучным термином: манипуляция общественным сознанием. По своим масштабам, затратам, продолжительности и результатам эта программа манипуляции не имеет аналогов в истории. В ходе ее подготовки и выполнения сделано огромное количество находок и даже открытий, накоплено новое важное знание о человеке и обществе, об информации и языке, об экономике и экологии. Прежде чем начать решающие действия в России, были поставлены «острые» (часто исключительно кровавые) эксперименты над многими народами и получено ценное знание по этнографии и антропологии. Мир изменился не только из-за краха СССР. Сама невидимая деятельность по манипуляции общественным сознанием множества народов земли изменила облик мира и затронула практически каждого жителя планеты. И особенно культурный слой человечества, читателя и телезрителя.

Успех манипуляции сознанием народов СССР и прежде всего русского народа (по словам Даллеса, «самого непокорного народа») опасно вскружил голову политикам-победителям и их экспертам. Сегодня пресса полна торжествующими воплями о принципиальной возможности полного контроля над поведением человека, причем с очень небольшими затратами. С другой стороны, множество тех, кто посчитал себя жертвами манипуляции, впали в уныние и уверовали в какое-то тайное оружие, разработанное КГБ или ЦРУ (или совместно), в какие-то психотропные средства, с помощью которых коварные политики «зомбируют» людей. Ясно, что вера в мистическую силу противника парализует волю к сопротивлению. Так что «создание» этой веры (путем слухов, статей, «обличений» и «признаний») — само по себе есть важное средство манипуляции общественным сознанием.

Люди, независимо от их идеологии и политических пристрастий, делятся на два типа. Одни считают, что, в принципе, человек — это большой ребенок, и манипуляция его сознанием (разумеется, ради его собственного блага) просвещенным и мудрым правителем — не только допустимое, но и предпочтительное, «прогрессивное» средство. Например, многие специалисты и философы считают, что переход от принуждения, тем более с применением насилия, к манипуляции сознанием — огромный шаг в развитии человечества.

Другие считают, что свобода воли человека, предполагающая обладание незамутненным разумом и позволяющая делать ответственный выбор (пусть и ошибочный) — огромная ценность. Эта категория людей отвергает законность и моральное оправдание манипуляции сознанием. В пределе, считает физическое насилие менее разрушительным (если и не для индивидуума, то для рода человеческого), чем «зомбирование», роботизация людей.

Эти две позиции определяются ценностями, идеалами человека. Значит, спорить о том, какая из этих позиций правильнее и лучше, бесполезно. Это все равно что спорить, что важнее — душа или тело. Рационально и даже логично можно рассуждать о том, какие последствия для общества и личности повлечет за собой превращение той или иной идеальной позиции в политическую доктрину. Влияет ли на жизнь человека воплощение этой доктрины в жизнь линейно — или это влияние имеет критические пороговые уровни. То есть, допустима ли «манипуляция в разумных пределах» или признание ее как оправданного средства управления означает перескок в качественно иное общество.

Поэтому в книге, которая предлагается читателю всего лишь как основа, матрица для диалога, мы постараемся избежать обвинений и оценки идеалов. Будем говорить о делах — их можно и нужно оценивать с позиций совести, поскольку они затрагивают жизнь людей. Но и скрывать свои установки бесполезно и даже вредно, это же не агитпроп. Вербовать в свою веру не нужно, гораздо важнее создать очаг диалога в нашем расколотом обществе. Поэтому предпочитаю предупредить, что книга написана с позиций неприятия манипуляции и общественным, и личным сознанием. Я уверен, что на этом пути, который, конечно же, обеспечивает удобства и комфорт, человека ждет беда. Истощение бытия и угасание всего рода человеческого, включая касту жрецов, сидящих у пульта манипулирующей машины.

Но это — личное, об этом лучше читать у Достоевского. Мы же поговорим о вещах явных и осязаемых — о той технологии манипуляции сознанием, которая сложилась в наше время и которая была применена против «совка», против меня и моих сограждан.

 

     Введение (par0 — par19)
      Раздел I. Что такое манипуляция сознанием (par19 — par45)
            Глава 1. О чем идет речь (par19 — par45)
                   (par45 — par68)
            Глава 2. «Анатомия и физиология» манипуляции сознанием (par69 — par95)
                   (par95 — par121)
                   (par122 — par148)
                   (par149 — par175)
            Глава 3. Демократия, тоталитаризм и манипуляция сознанием (par149 — par175)
                   (par176 — par202)
                   (par203 — par229)
                   (par230 — par256)
                   (par257 — par278)
            Глава 4. Основные доктрины манипуляции сознанием (par279 — par300)
                  § 1. Технология манипуляции как закрытое знание (par279 — par300)
                  § 2. Учение о гегемонии Антонио Грамши (par300 — par326)
                         (par326 — par352)
                  § 3. Психологическая доктpина (par326 — par352)
                         (par353 — par375)
                  § 4. Социодинамика культуpы (par376 — par388)
      Раздел II. Главные мишени манипуляторов сознанием (par376 — par388)
            Глава 5. Оснащение ума: знаковые системы (par376 — par388)
                  § 1. Язык слов (par388 — par414)
                         (par414 — par439)
                  § 2. Язык образов (par440 — par466)
                         (par466 — par492)
                  § 3. Иные знаковые системы (par466 — par492)
                         (par493 — par519)
            Глава 6. Мышление: его типы и оснащение (par493 — par519)
                  § 1. Логическое мышление (par493 — par519)
                         (par520 — par546)
                         (par547 — par560)
                  § 2. Ассоциативное мышление. Метафоры (par561 — par587)
                         (par587 — par598)
                  § 3. Стереотипы (par599 — par625)
                         (par625 — par651)
            Глава 7. Чувства (par625 — par651)
                  § 1. Эмоциональное воздействие как предпосылка манипуляции (par625 — par651)
                  § 2. Западный страх (par652 — par678)
                         (par678 — par693)
                  § 3. Страхи холодной войны (par694 — par713)
                  § 4. Страхи и тип культуры (par713 — par739)
                  § 5. Страх терроризма (par739 — par765)
                         (par765 — par777)
            Глава 8. Воображение, внимание, память (par778 — par804)
                  § 1. Воображение и поведение (par778 — par804)
                         (par804 — par821)
                  § 2. Общество спектакля (par822 — par843)
                  § 3. Манипуляция вниманием (par843 — par854)
                  § 4. Манипуляция и воздействие на память (par854 — par875)
            Глава 9. Мифы общественного сознания: большие проекты манипуляции (par875 — par901)
                  § 1. Черные мифы (par875 — par901)
                         (par901 — par927)
                  § 2. «Светлые» мифы Запада: евроцентризм. (par901 — par927)
                         (par928 — par954)
                         (par955 — par981)
      Раздел III. Манипуляция сознанием и общественные институты (par955 — par981)
            Глава 10. Массовая культура и ее институты (par955 — par981)
                  § 1. Толпа и ее искусственное создание (par955 — par981)
                         (par982 — par1008)
                  § 2. Разрешение аморальности (par982 — par1008)
                  § 3. Захват и присоединение аудитории (par1009 — par1028)
            Глава 11. Общественные институты (par1028 — par1054)
                  § 1. Школа — производство человека массы (par1028 — par1054)
                         (par1054 — par1070)
                  § 2. Наука как инструмент манипуляции сознанием (par1071 — par1097)
                         (par1097 — par1123)
            Глава 12. Средства массовой информации (par1097 — par1123)
                  § 1. Цели, образ действия и место в культуре средств массовой информации (par1097 — par1123)
                         (par1124 — par1150)
                         (par1151 — par1177)
                  § 2. Средства массовой информации: манипулятивная семантика и риторика (par1151 — par1177)
                         (par1178 — par1192)
            Глава 13. Телевидение (par1193 — par1213)
                  § 1. Свобода сообщений — цензура — манипуляция сознанием (par1193 — par1213)
                  § 2. Пещеpные люди ХХ века (par1193 — par1213)
                  § 3. Телевидение как технология разрушения сознания (par1213 — par1232)
                  § 4. Телевидение и создание pеальности (par1232 — par1258)
                  § 5. Телевидение и манипуляция сознанием в политике (par1258 — par1274)
                  § 6. Сопротивление общества (par1274 — par1298)
      Раздел IV. Манипуляция сознанием в ходе разрушения советского строя (par1298 — par1324)
            Глава 14. Успех манипуляции сознанием в годы перестройки (par1298 — par1324)
                  § 1. Перестройка: главные удары по системам защиты от манипуляции (par1298 — par1324)
                         (par1324 — par1350)
                  § 2. Холодная война и идейное разоружение советского человека (par1324 — par1350)
                         (par1351 — par1375)
                  § 3. Опытный факт: сдвиг в настроении рабочих (par1351 — par1375)
                  § 4. Опытный факт: манипуляция в законодательстве (par1376 — par1393)
            Глава 15. Объективные предпосылки для успешной манипуляции сознанием советского человека (par1393 — par1419)
                  § 1. Урбанизация и голод на образы (par1393 — par1419)
                         (par1419 — par1443)
                  § 2. Возрождение сословности в позднем советском обществе (par1419 — par1443)
                  § 3. Тоталитаризм источника сообщений (par1444 — par1457)
                  § 4. Контролируемое бедствие как условие успешной манипуляции (par1457 — par1478)
            Глава 16. Общественное сознание в СССР и его уязвимые стороны (par1478 — par1504)
                  § 1. Стереотипы исторического материализма и подрыв гегемонии советского строя (par1478 — par1504)
                         (par1504 — par1530)
                         (par1531 — par1557)
                  § 2. Незнание общества, в котором живем (par1531 — par1557)
                         (par1558 — par1576)
                  § 3. Художественное воображение и уязвимость советского человека (par1577 — par1603)
                         (par1603 — par1629)
                         (par1630 — par1656)
            Глава 17. Воздействие на оснащение ума (par1630 — par1656)
                  § 1. Манипуляция словами и образами (par1630 — par1656)
                         (par1657 — par1668)
                  § 2. Размывание и подмена понятий (par1669 — par1695)
                         (par1695 — par1715)
                  § 3. Подмена имени и предмета (par1716 — par1741)
                  § 4. Пример ложного имени: либерализм (par1741 — par1767)
                         (par1767 — par1793)
                  § 5. Манипуляция числом и мерой (par1767 — par1793)
                         (par1794 — par1820)
            Глава 18. Воздействие на мышление в акциях по манипуляции (par1821 — par1847)
                  § 1. Перестройка и разрушение логического мышления (par1821 — par1847)
                         (par1847 — par1870)
                  § 2. Аутизм интеллигенции (par1871 — par1897)
                         (par1897 — par1923)
                         (par1924 — par1951)
                         (par1952 — par1965)
                  § 3. Создание некогерентности (несоизмеримости частей реальности) (par1966 — par1992)
                  § 4. Учебная задача: когерентны ли рассуждения экономистов? (par1992 — par2018)
                         (par2018 — par2030)
                  § 5. Утрата меры и некогерентность мышления (par2031 — par2047)
            Глава 19. Отключение памяти и нравственности (par2047 — par2060)
                  § 1. Историческая память (par2047 — par2060)
                  § 2. Краткосрочная память и манипуляция в политике (par2060 — par2078)
                  § 3. Разрушение символов (par2078 — par2104)
                         (par2104 — par2120)
                  § 4. Манипуляция образом труда и безработицы (par2121 — par2147)
                         (par2147 — par2169)
                  § 5. Разрушение ядра нравственности (par2170 — par2196)
                         (par2196 — par2206)
            Глава 20. Кухня манипуляции сознанием: испытанные на нас приемы (par2207 — par2224)
                  § 1. Прямая ложь (par2207 — par2224)
                  § 2. Не прямая ложь, а умолчание (par2224 — par2250)
                         (par2250 — par2276)
                  § 3 . Умолчание цели, цены и сроков изменений (par2250 — par2276)
                         (par2277 — par2302)
                  § 4. Ложная мудрость (par2303 — par2329)
                         (par2329 — par2355)
                  § 5. Волшебная флейта перестройки: фильм «Город Зеро» как учебная задача (par2329 — par2355)
                         (par2356 — par2382)
            Глава 21. Метафоры и стереотипы перестройки (par2356 — par2382)
                  § 1. Метафоры оппозиции (par2356 — par2382)
                         (par2383 — par2409)
                         (par2410 — par2436)
                         (par2437 — par2451)
                  § 2. Стереотип антигосударственности (par2452 — par2466)
                  § 3. Ролевые стереотипы: «государство-эксплуататор» (par2466 — par2492)
                         (par2492 — par2515)
                  § 4. Стереотип «льготы и коррупция номенклатуры» (par2492 — par2515)
                  § 5. Стереотип «обделенного народа» (par2516 — par2542)
                         (par2542 — par2565)
                  § 6. Стереотип «преступного мышления» (par2566 — par2586)
                  § 7. Канализирование стереотипов: фильм С.Говорухина «Ворошиловский стрелок» (par2586 — par2612)
                         (par2612 — par2633)
                  § 8. Страх голода в манипуляции сознанием (par2634 — par2660)
                         (par2660 — par2678)
            Глава 22. «Мягкие» черные мифы о советском строе (par2660 — par2678)
                  § 1. Подготовка к отказу от советского хозяйства. Экономические мифы (par2660 — par2678)
                  § 2. Миф о советской милиции (par2679 — par2705)
                  § 3. Миф о технологическом риске (par2705 — par2730)
                  § 4. Экологический миф (par2730 — par2756)
                         (par2756 — par2782)
            Глава 23. Место телевидения в манипуляции сознанием (par2756 — par2782)
                   (par2783 — par2809)
                   (par2810 — par2836)
            Глава 24. Учебные задачи: разбор черных мифов (par2810 — par2836)
                  § 1. Миф о черносотенцах и его активизация в конце ХХ века (par2810 — par2836)
                         (par2837 — par2863)
                  § 2. «Проект Ленина» — путь к гибели? (par2864 — par2890)
                         (par2890 — par2916)
                         (par2917 — par2943)
                         (par2944 — par2970)
                         (par2971 — par2997)
                         (par2998 — par3024)
                         (par3025 — par3049)
            Глава 25. Маленькие учебные задачи (par3050 — par3076)
                   (par3076 — par3102)
                   (par3103 — par3129)
                   (par3130 — par3156)
                   (par3157 — par3183)
                   (par3184 — par3210)
            Глава 26. Блестящие операции по манипуляция сознанием. «Государственный переворот» августа 1991 г. (par3184 — par3210)
                  § 1. Предыстория августовского переворота (par3184 — par3210)
                         (par3211 — par3237)
                  § 2. Фактология «путча» (par3211 — par3237)
                         (par3238 — par3254)
                  § 3. История «ареста» Горбачева (par3238 — par3254)
                  § 4. «Переворот» и КПСС (par3255 — par3276)
                  § 5. Модели объяснения событий (par3276 — par3301)
                  § 6. Основные результаты «путча» и Августовской революции (par3301 — par3318)
                  § 7. Процесс против «заговорщиков» (par3318 — par3329)
                  § 8. Фактор страха в политике после августа (par3329 — par3350)
      Заключение (par3350 — par3376)
             (par3376 — par3402)
             (par3403 — par3748)
      Приложение: графики к книге

Файлы: 

Добавить комментарий